?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Поделиться Next Entry
Жил-был атаман
фото
vnuk_polyarnika
   Прошла последняя лекция с Виктором Викторовичем Доброницким.

     
P.S. Спасибо за фото
   Вспоминали, как и всегда, выдающихся людей. К сожалению Практически ничего не сказали о Михаиле Ромме.

   Вспомнили камеру "Конвас", на которую снимал Урусевский "Летят журавли".
  

Легентарный киноаппарат "Конвас"

Василий Дмитриевич Константинов

Аппарат КСР (киносъемочный, ручной), известный всем кинематографистам как «Конвас», появился в начале 50-х годов и стал самым распространенным киноаппаратом в отечественном кино. В его названии отражены фамилия и имя создателя — Константинова Василия Дмитриевича (1899…1952 гг.), механика и конструктора Божьей милостью.

Период с 60-х по 90-е годы вполне можно назвать временем «Конваса» — именно им снималось большинство кадров и в документальных, и в научно-популярных, и в художественных фильмах. С 1954 до 1985 года было выпущено свыше 10 тыс. различных модификаций камер «Конвас», а ее название стало именем нарицательным, которое для большинства операторов олицетворяло киносъемочный аппарат, что нашло отражение и в профессиональном жаргоне: «Конвас» — он и в Африке конвас. Зарядил конвас кодаком, поставил зумм — и никаких проблем«.

Полное же название аппарата — «Конвас-автомат», он — это целая эпоха в нашем кино и по популярности вполне сравним с другим изделием, обозначаемым аббревиатурой из тех же букв А и К — автоматом Калашникова.

К сожалению, биографические сведения о В.Д. Константинове весьма скудны, хотя им создано еще несколько удачных моделей съемочных аппаратов, использовавшихся в советском кино. Известно только, что в конце 20-х годов он пришел работать на Московскую студию кинохроники. Работал оператором, но наверно эта профессия была ему не по душе, и в начале 30-х годов он переходит работать в киномастерские при студии.

В то время парк съемочной аппаратуры, используемой для съемок, даже на центральных студиях был весьма пестрым. Самыми распространенными были различные модели кинокамер французской фирмы «Дебри». Но надежная, простая и удобная камера «Дебри» даже в своих последних модификациях, специально предназначенных для съемки хроники, оставалась штативной. Легкие репортерские ручные камеры «Септ», «Эрнеман», «Кинамо» обладали малым (5…7 м) запасом пленки и снабжались всего одним объективом.

Только американские камеры «Аймо» фирмы «Белл-Хауэл» с заводным пружинным приводом, позволявшие заряжать 30 м пленки и снимать за один завод 6…8 м, в какой-то степени удовлетворяли требованиям документалистов. Первые модели имели только один объектив, но позже появились и камеры с тремя объективами на вращающейся турели. К середине 30-х годов перед создаваемой в СССР кинотехнической промышленностью была поставлена задача — обеспечить кино собственной техникой. Для ее решения организовываются ряд производств, в том числе и заводы по выпуску киносъемочной аппаратуры.

Разработкой и производством киноаппаратуры занялись и в кинотехнических мастерских при Московской студии кинохроники, ориентируясь в первую очередь на нужды документального кино. Отсутствие опыта заставило выбрать своеобразный путь решения задачи — отечественные аппараты стали создавать, используя конструкции киносъемочной аппаратуры, выпускаемой за рубежом. Под руководством Н. Д. Константинова — брата В. Д. Константинова в мастерских Московской студии кинохроники были собраны с использованием механизма камеры «Патэ» киноаппараты «Хроникон», а на Ленинградском заводе киноаппаратуры 1939 году начался выпуск киноаппарата КС-4 — копии «Аймо». (Модернизированный КС под индексом КС-50Б выпускался до 1954 года.).

В основу конструкции съемочного аппарата, разработку которого конструкторы Г. А. Шмидт и М.Д. Зенин под руководством В. Д. Константинова начали в 1936 году, был положен механизм аппарата «Дебри», но с несколько измененной кинематической схемой. Спустя два года, после изготовления и проверки опытных моделей, новую камеру начинает выпускать Московский завод киноаппаратуры. Она получил название «Конвас-Москинап» и производилась с 1939 по 1940 год.

Одна из главных проблем для документального кино того времени — синхронная, чистовая запись звука, выполнить которую практически было невозможно. Для оптической фонограммы применялась громоздкая аппаратура, которая располагалась в отдельном от съемочного павильона помещении или монтировалась в звукозаглушенном кузове грузовика и соединялась с микрофонами и микшерами толстыми кабелями. Выход из этого положения искали в создании аппарата, который мог бы одновременно снимать изображение и записывать звук на одну пленку («микст-камеры»). Для этой цели и стали использовать камеру «Конвас-Москинап», к которой был подсоединен специальный звукозаписывающий блок, где на снятую пленку напрямую записывалась оптическая фонограмма. Конструкция звукозаписывающего блока была сложной и капризной, но благодаря надежности самого киноаппарата он использовался при документальных, синхронных съемках.

В 1937 году немецкая фирма «Арнольд и Рихтер» (г. Мюнхен), больше известная как производитель осветительной аппаратуры, выпустила съемочную камеру, получившую название «Аррифлекс», открывшую новую эру в киносъемочной технике. «Аррифлекс» был одним из самых легких аппаратов в мире, приводился в действие компактным электромотором, который одновременно служил ручкой для его удержания при съемках с рук, имел наружные 60- и 120-метровые легкосъемные кассеты и турель с тремя объективами. Но его главным и принципиальным отличием от всех аппаратов, которые выпускались до этого времени, был зеркальный обтюратор. Идея использовать вращающееся секторное зеркало, установленное под углом 45Ґ, в качестве обтюратора была высказана значительно раньше, но впервые воплотить ее удалось только в «Аррифлексе». У первых «Аррифлексов» зеркальный обтюратор был стеклянным, угол открытия составлял всего лишь 120Ґ (время экспозиции 1/72 с), но он позволял в процессе подготовки и проведения съемки абсолютно точно видеть границы кадра, легко и быстро фокусировать объектив, следить за движущимся объектом, что для хроникальных съемок стало огромным преимуществом.

«Аррифлексы» успели «повоевать» на фронтах второй мировой войны, в звукозаглушающем боксе с синхронным мотором их использовали и при съемках художественных фильмов.

Советские операторы и конструкторы впервые познакомились с аппаратом «Аррифлекс» только в 1945 году — Советскому Союзу достались богатые кинотрофеи. В советскую зону почти неповрежденными попали пленочная фабрика «Агфа», где было налажено производство цветных кинопленок, оптические заводы «Карла Цейса», киностудия в Вене и одна из самых больших студий Германии «Уфа» со всей своей кинотехникой и фильмотекой. (После войны на наших экранах долго демонстрировались фильмы разных стран, предваряемые надписью, что они захвачены в качестве трофеев).

Оборудование пленочной фабрики и кинолабораторий было перевезено в Советский Союз, заложив тем самым основу отечественного цветного кино, а киносъемочная и осветительная аппаратура была распределена по киностудиям. Однако копировать «Аррифлекс» не стали. Перед конструкторами киноаппаратуры была поставлена задача — создать собственные киноаппараты с зеркальными обтюраторами. Ее решение требовало совершенно нового подхода к принципам компоновки аппарата, его кинематике, конструкции каждого узла и к созданию новой линейки объективов.

Первой отечественной камерой с зеркальным обтюратором стала универсальная камера КСХ «Родина», выпущенная заводом Москинап в 1950 году.

В группе конструкторов, привлеченной к разработке камеры, был и В.Д. Константинов. Он занимался проектированием и изготовлением грейферного узла. Эта модель выпускалась до 1975 года и использовалась не столько в документальном, сколько в научно-популярном и художественном кино. Киностудии и операторы приняли эту камеру со смешанными чувствами. С одной стороны — зеркальный обтюратор с изменяемой щелью, светосильная лупа, регулируемый в широком диапазоне скоростей электродвигатель, прямой и обратный ход, хорошая, благодаря контргрейферу, устойчивость кадра. А с другой — солидный вес, слишком сложная зарядка, многочисленные петли пленки и, как следствие, большая вероятность появления царапин и «салатов», необходимость частой смазки всех ее узлов, что делало «Родину» достаточно капризной в эксплуатации.

Параллельно с участием в конструировании универсальной камеры В. Д. Константинов возглавляет работы по проектированию и разработке ручной камеры. Хотя «Аррифлекс», как говорится, был перед глазами, он все же не до конца удовлетворял требованиям документальной или, точнее, репортажной съемки, да и технология его производства не могла быть скопирована в отечественных условиях. В своих концепциях Константинов идет оригинальным путем и конструирует принципиально новый киносъемочный аппарат. Идею создания киноаппарата с зеркальным обтюратором, по свидетельствам современников, Константинов высказывал еще до начала Отечественной войны, но тогда реализовать ее было невозможно. Камера, основное предназначение которой хроникальные съемки, — одна из самых сложных в своем конструктивном решении. Она должна одновременно удовлетворять сразу нескольким противоречивым требованиям: быть прочной и легкой, чтобы вести съемку с рук, простой и удобной в обращении и обслуживании, иметь достаточно большую кассету и привод, позволяющий без остановки снять всю пленку из кассеты. У камеры должны быстро меняться объективы, кассеты и перезаряжаться пленка. Она должна оставаться работоспособной при любых условиях, в любом положении и одновременно обеспечивать высокое техническое и фотографическое качество снимаемого изображения. И, что еще очень важно, быть недорогой и вписываться в существующие технологии кинопроизводства.

В 1948 г. (по другим источникам в 1949 г.) Константинов передает первый макет ручной камеры с зеркальным обтюратором на испытания. Уже в опытных экземплярах были реализованы новаторские идеи его создателя. Даже по внешнему виду камера отличалась от других съемочных аппаратов. (Единственный несколько похожий на нее аппарат — «Камефлекс-стандарт» французской фирмы «Эклер», который разрабатывался и начал выпускаться практически одновременно. Видимо конструкторская логика создателей легкой камеры с зеркальным обтюратором привела к похожим техническим решениям.)

Созданный группой инженеров и механиков легкий, портативный киноаппарат с зеркальным обтюратором (угол раскрытия 150Ґ) имел поворотную, автоматически фиксируемую турель с тремя объективами. Небольшой электромотор обеспечивал частоту съемки от 8 до 32 кадров в секунду и питался от легкого аккумулятора. Светосильная лупа прямого визирования позволяла даже при закрытой диафрагме наблюдать за кадром. Заряженная 60-метровая кассета одним движением руки вставлялась в камеру.

Для уменьшения массы камеры и упрощения ее конструкции была использована простая, но вполне эффективная кинематическая схема зубчатых передач без реверсивного хода с нерегулируемым обтюратором, однозубым грейфером и пружинной прижимной рамкой, которая являлась элементом кассеты. Такой грейферный механизм и отсутствие контргрейфера не обеспечивали абсолютную «устойчивость кадра», но при съемке в одну экспозицию незначительная «качка» изображения была практически незаметна.

За легкость и простоту камера «заплатила» достаточно высоким уровнем шума при работе, относительной «несобранностью» своих форм и несколько неудобной эргономикой — вес камеры при съемках с рук целиком приходился на руки оператора.

После доводок и нескольких повторных испытаний производство камеры было решено разместить на заводе Москинап. К сожалению, сам В. Д. Константинов не дожил до начала ее производства. Три опытных экземпляра были изготовлены на заводе в 1953 году, в 1954 был сделан уже 21 аппарат, а со следующего года начался массовый выпуск камеры КСР-1, получившей название «Конвас-автомат». Аппарат снабжался пятью 60-метровыми кассетами (одна позволяла без перерыва снимать 2 мин) и пятью объективами (28, 35, 50, 75 и 135 мм), что делало возможным с одной точки снимать и общие, и крупные планы. В комплект камеры входил пружинный привод на 10 м пленки, ручной привод и ручка покадрового хода. Правда, использовать эти аксессуары, пришедшие как бы из немого кино, оказалось невозможно, да и не нужны они были, поэтому вскоре их перестали включать в стандартный комплект.

Выпуск «Конваса» стал этапным достижением отечественной кинотехники: в нашем кино появилась кинокамера, которая по своим возможностям не имела равных в своем классе. Легкий портативный аппарат с зеркальным обтюратором, быстросъемными кассетами и турельными объективами позволял практически моментально изменять точки съемки, точно выбирать масштаб изображения и композицию кадра, свободно панорамировать за движущимся объектом. Перерыв между съемками при смене кассеты и объективов составлял несколько десятков секунд. Сама философия конструкции ручной камеры с прямым визированием открывала перед операторами абсолютно новые возможности съемки и произвела подлинную революцию в самих принципах подхода к изобразительному решению фильма, открывала новую изобразительную стилистику.

В документальном кино «Конвас» не только облегчал и упрощал работу оператора, особенно при репортажных съемках. С ним оператор обретал своеобразную психологическую уверенность и свободу. Камера как бы «отвязывалась» от штатива и могла оказаться в гуще события. Одно дело снимать тяжелой камерой или думать о том, чтобы не кончился завод пружины, и совсем другое — легкая камера, всегда готовая к съемке, которой в случае необходимости можно снимать с рук, повесив на плечо аккумуляторную батарею. «Конвас» во многом изменил характер изображения в документальном кино, оно обрело дополнительную динамику и своеобразное «жизненное дыхание».

С. П. Урусевский снимает «Летят журавли»

В художественном кино легкий «Конвас» открыл новые изобразительно-постановочные возможности, позволил снимать актерские сцены в реальной среде, в сложных и экстремальных условиях, что раньше было возможно исполнить только комбинированными съемками. «Конвас» позволил перенести в художественное кино съемочные приемы, характерные для кино документального, и среди них такой, как панорамирование и сопровождение объекта съемки камерой, которая находится в руках оператора. Этот, казалось бы технический, прием, используемый чаще всего при съемках репортажей, становится художественным. Именно «Конвасом» с рук С. П. Урусевский снял самые выразительные эпизоды фильма «Летят журавли» и классический из них, открывший новую главу в развития пластического языка кино, — проводы на фронт, когда камера вместе с героиней, чтобы попрощаться со своим любимым, «пробивается» сквозь толпу.

На кране оператор В. К. Дербенев

Появление «Конваса» во многом способствовало формированию новой изобразительной стилистики, которую стали назвать экспрессивно-документальной. На смену «уравновешенной» композиции и неторопливому движению пришло раскрепощенное движение камеры, экспрессивная и постоянно изменяющаяся свободная композиция. Изображение в кадре казалось как бы «случайно» выхваченным из жизни, приобрело своеобразную «документальность», а камера превратилась из наблюдателя в участника события. Достижения советской операторской школы в 60-е…80-е годы во многом связаны с творческим использованием выразительных возможностей, которые открыла ручная камера. Кто только из известных операторов не держал в руках эту камеру … Надо заметить, что подобная изобразительная стилистика оказалась характерной для кино в СССР и Франции («новая волна») — странах, где производились «Конвасы» и «Камефлексы». (Компоновка «Аррифлекса» не позволяла столь свободно маневрировать им при съемках с рук).

Фильм «Люди и звери» снимает оператор В. А. Раппопорт

«Конвас» стал настоящим подарком операторам, и в первую очередь операторам-документалистам. Но процесс перевооружения новыми камерами шел не так быстро, как хотелось, в течение первых лет ее выпуска удовлетворить потребности всех съемочных организаций оказалось невозможно. В 50-х…80-х годах в России функционировали 15 студий неигрового кино и свыше 100 корреспондентских пунктов, 14 национальных республик также имели свои документальные и научно-популярные студии. Ежегодно выпускалось свыше 400 неигровых фильмов и 1500 выпусков киножурналов. В огромном количестве на студиях снимались фильмы по заказам министерств и ведомств. Свои киноотделы имели крупные предприятия и институты. Для бурно развивающегося телевидения также были нужны «Конвасы», так как никакой альтернативы 35-мм пленке в то время не существовало.

У камеры оператор Д. А. Донилин

Поступления новых камер, а обычно студии получали одновременно несколько экземпляров, ждали с нетерпением, распределяли их по распоряжению дирекции, по рекомендации операторской общественности, в первую очередь самым именитым и заслуженным. Вокруг получения нового «Конваса» кипели настоящие страсти и интриги. Иногда, при производстве особо важной картины, камеру могли в приказном порядке отобрать у одного оператора и временно передать другому, и это была настоящая драма. Начинающим операторам в лучшем случае могла достаться камера от мэтра, уходящего на пенсию.

В игровом кино положение было несколько проще — камера поступала в распоряжение оператора на конкретные съемки, но поначалу их также не хватало.

Оператор  Л. Г. Пааташвили снимает фильм «До свидания, мальчики»

В стремлении удовлетворить столь громадный спрос Москинап постоянно наращивал производство и в 1970 году выпустил свыше 240 аппаратов. Параллельно выпуск «Конвасов» с несколько измененной конструкцией кассет был организован на Красногорском оптико-механическом заводе.

Получение долгожданных «Конвасов» становилось своеобразным праздником для оператора и цеха съемочной техники, и почти всегда источником огорчений. Большинство аппаратов первых лет массового выпуска страдали немалым количеством производственных и технологических дефектов. (К сожалению, это хроническая болезнь всего нашего машиностроения). Кассеты не подматывали пленку, объективы с трудом входили в свои гнезда, реостат не обеспечивал плавную и точную регулировку мотора, кадровая рамка царапала, зазор фильмового канала мог оказаться сколь угодно большим, а устойчивость кадра почти полностью отсутствовать. Практически в камере могло отказать все. Нередко, еще до начала съемок, механики съемочной техники вынуждены были перебирать и регулировать новую камеру. Да и на первых съемках камера могла дать неожиданный брак. Но после устранения подобных «болезней» «Конвас» безотказно служил многие десятилетия, лишь иногда нуждаясь в простейшей профилактике.

В. И. Юсов на съемках фильма «Иваново детство»

На карте мира, наверно, трудно найти место, где бы не побывал оператор с «Конвасом». Даже в космосе первые киносъемки сделаны «Конвасом» (Г. Титов в 1962 году). В каких только условиях не приходилось работать этой камере. Сколько раз она падала и ударялась, попадала под проливной дождь и в пыльную бурю, но продолжала снимать. В любом положении, в самых экстремальных условиях, при любой температуре, причем брак из-за плохой работы камеры был достаточно редким. Надежность и простота конструкции позволяли использовать даже некачественную по своим геометрическим параметрам отечественную кинопленку.

Уже первые съемки показали, что «Конвас» может служить не только репортажной, но и универсальной камерой. В стремлении расширить ее функциональные возможности, на киностудиях, чаще всего по инициативе операторов, для нее стали изготавливать дополнительные аксессуары и приспособления. У «Конваса» появились компендиумы, фильтродержатели и множество других весьма интересных и оригинальных устройств. Делались попытки снабдить «Конвас» синхронным мотором и звукозаглушающим боксом.

Проводилась и заводская модернизация «Конваса». Кроме мелких конструктивных и технологических улучшений, которые вносились в процессе производства, в 1957 году был освоен выпуск «Конвасов» для съемок широкоэкранных фильмов с использованием анамарфотной оптики с дезанамарфирующей лупой, которую не имели никакие другие камеры. К пяти штатным объективам добавили линейку дополнительной оптики с фокусом 16…1000 мм. Одновременно значительно возросла и надежность новых аппаратов.

Камера «Конвас» КСР-1М

В 1970 году «Конвас» стали комплектовать новыми мотором со стабилизированными частотами съемки, блоком питания и поворотной лупой. Такой «Конвас» получил шифр «КСР-1М», а в 1971 — была выпущена модель «КСР-2М», у которой вместо турели было гнездо для одного объектива. В комплект модели «КСР-2М» входили многочисленные дополнительные аксессуары, в том числе 120-метровая кассета, синхронный мотор, питаемый от сети, и компендиум с фильтродержателями, что еще больше расширяло функциональные возможности аппарата. А операторы дали этим разновидностям «Конваса» прозвища: одноглазый и трехглазый.

Последняя крупная заводская модернизация «Конваса» — установка нового мотора с кварцевой стабилизацией и блока питания с компактными и легкими аккумуляторами с зарядным устройством от бытовой сети. Но ни модернизации, ни многочисленные аксессуары не могли остановить процесс морального старения «Конваса». Закат эры этой камеры начался к середине 80-х годов, когда она уже не стала соответствовать изменившимся требованиям, предъявляемыми к киносъемочному аппарату как для документального, так и для игрового кино. К этому времени оперативную кинохронику окончательно вытесняют выпуски телевизионных новостей. Телевидение уже в 70-е годы переходит на более компактные 16-мм камеры, которые, что главное, позволяли производить чистовую запись звука. В средине 80-х годов в телевидение приходит видеозапись, которая окончательно вытесняет кинопленку. Шумный и относительно тяжелый «Конвас» становится не конкурентоспособным при репортажных съемках.

Хотя «Конвас» до конца 90-х годов продолжал оставаться основной камерой документалистов, сами принципы документализма в кино изменялись. Вместо «немого» изображения, озвученного дикторским текстом, в фильм все больше включаются синхронные съемки реальных героев. Изобразительная стилистика документальных фильмов 70-х…80-х годов несет определенные противоречия между статичными синхронными планами и динамичными кадрами, снятыми «Конвасом». Частично эту проблему решала появившаяся на центральных студиях в середине 70-х годов новая легкая синхронная камера «Аррифлекс 35 BL». Но этих камер было очень мало. (Московская Олимпиада 1980 года почти целиком снималась «Конвасами».)

Камера «Конвас» КСР-2М

Попытки сделать 35-мм легкий, малошумный съемочный аппарат не увенчались успехом. От «Конваса» и 35-мм пленки документальное кино сразу шагнуло к видеозаписи. Тем не менее, и сегодня, хотя уже и редко, документальные кинофильмы продолжают снимать «Конвасом».

  Исходник.

Как создаётся кинокамера в программе Discovery "How it`s made":

 


   Сергей Валентинович Мирошниченко (род. 1955) Режиссер. В 1983 году окончил режиссерский факультет ВГИКа по специальности «Режиссер документального кино и телефильма» (мастерская А. Кочеткова). С 1984 по 1993 год работал режиссером на Свердловской киностудии, с 1993-го – на студии «ТРИТЭ». С 1998 года ведет мастерскую режиссуры документального кино во ВГИКе. С 1999-го – художественный руководитель студии «Остров». Заслуженный деятель искусств России. Автор нескольких десятков кинофильмов, в числе которых – «Солженицын. Жизнь не по лжи», «Неизвестный Путин. Мир и война», «Точильщик», «Госпожа Тундра», «Убийство императора. Версии», «Минута молчания», «Рожденные в СССР» и др.

   Сергей Владимирович Дворцевой (род. 1962) Режиссёр. Краткая биография.
Фильм "Хлебный день".

   Марина Евсеевна Голдовская (род. 1941) Режиссёр. Была ассистенткой у Тарковского. Фильмы "Архангельский мужик", "Власть Соловецкая". Родилась 15 июля 1941 г. в Москве. В 1963 г. окончила операторский факультет ВГИКа (мастерская Б. Волчека). Доктор искусствоведения (1987).
Работала режиссером и оператором в ТО "Экран" ЦТ.
С 1966 г. преподает на факультете журналистики МГУ, профессор.
С 1993 г. — профессор Московского института современного искусства, с 1995 г. — профессор Киношколы университета Южной Калифорнии (США).
Составитель сборника "Десять операторских биографий" (1978).
Автор книг: "Человек крупным планом" (1981), "Павел Лебешев" (1985), "Женщина с киноаппаратом" (2002) и др., публикаций по вопросам документального кино и операторского искусства.
Академик Российской академии телевидения, Американской киноакадемии.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1990).
  
 
   Ирина Уральская (род. 1961) Оператор. Биография на Кинотеатре.
  
   Татьяна Викторовна Скабард
(род. 1953) Режиссёр. Краткая биография. Интервью. Фильм "Лапу положа на сердце" (1997), DVCAM.
 

   Владимир Михайлович Кобрин (1942-1999) Режиссёр. Биография.

   Посмотрели фильм, снятый Доброницким "Жил-был атаман" (1999)
Россия, ЦСДФ/ГОСКИНО, 1999, цв.
Документальный фильм.
Михаил Мастюрков, казачий атаман станицы Вязовка Оренбургской области, стараясь жить тихо и скромно, делает много замечательных дел. Преобразователь жизни, неспособный смириться с неблагополучием своей Родины, он трудится в поте лица, не получая ничего, кроме проблем.
Режиссер: Александр Кибкало.
Автор сценария: Александр Кибкало.
Оператор: Виктор Доброницкий.
Композитор: Александр Кибкало.
Звукорежиссер: Юрий Демкин.


   Михаил Леонидович Агранович (род. 1946) Оператор. Окончил ВГИК (1970). Работал на киностудии «Мосфильм». Биография. Фильм "Крейцерова соната".

   Леонид Иванович Калашников (1926-2005) Оператор. Фильмы "Стационарный смотритель", "Анна Каренина", "Агония", "Красаня палатка"... Документальный фильм В.В. Доброницкого "Кривая Калашникова" (2005).

   Александр Тимофеевич Борисов (род. 1927) Художник-постановщик.
Родился 7 сентября 1927 г. на хуторе Малая Каменка Ростовской обл. В 1949 г. окончил Ворошиловградское художественное училище, в 1955 г. – художественный факультет ВГИКа (мастерская А. Дегтяра). С 1955 г. работает художником-постановщиком на к/с «Мосфильм». С 1973 г. ведет мастерскую на художественном факультете ВГИКа, профессор. Участник многочисленных коллективных республиканских и всесоюзных выставок художников театра и кино. В 1955 окончил ВГИК. Художник-постановщик с 1958 года («Поэма о море»). Заслуженный художник РСФСР (1969). Орден «Знак Почета» (1974).

Фильмография:
1958 – «Поэма о море»
1959 - «Му-му»
1959 – «Хованщина»
1960 – «Повесть пламенных лет»
1962 – «Путь к причалу»
1965 – «Тридцать три (ненаучная фантастика)»
1965-1967 – «Война и мир»
1967 – «Анна Каренина»
1969 – «Чайковский»
1971 – «Егор Булычев и другие»
1972 – «Станционный смотритель»
1973 – «Исполнение желаний»
1974 – «Сто дней после детства»
1974 – «Чисто английское убийство»
1975 – «Ирония судьбы, или С легким паром!»


   Сергей Александрович Соловьёв (род. 1944) Режиссёр. Биография.

   Татьяна Самойлова (род. 1934) Актриса. Биография.

В общем вспомнили данные фамилии, пробежались и не остановились. Как минимум надо знать, что такие люди есть и чем они запомнились... Лекция подошла к концу.


  • 1
(Удалённый комментарий)

Re: Спасибо за инфу

Рекламировать журнал пока не хочу)) рано еще, хочу побольше добавить материалов)

  • 1